Следует отметить, что идея использования на транспорте горючих газов в качестве топлива не нова. К примеру, в России уже по состоянию на 1991 год на различных видах газомоторного топлива (традиционные сжиженные углеводородные газы, компримированный природный газ, сжиженный природный газ, биогаз, водород) работало более 300 тысяч автомобилей.
На сегодняшний день всплеск активности по применению компримированного природного газа отмечается даже там, где еще 10 лет назад этой проблеме практически не уделяли внимания, например, в странах Латинской Америки, среди которых лидируют Аргентина и Бразилия, принявшие государственные программы по переводу части транспорта на газовое топливо. В Израиле такая программа будет принята в ближайшее время.
Проявляют интерес к указанной проблеме также Китай, Индия, страны Юго-Восточной Азии (где имеется многолетний опыт использования биогаза), а также, казалось бы, богатые нефтью страны Ближнего Востока, прежде всего Египет, куда в ближайшее время будет подведен газопровод. В этих регионах, особенно в мегаполисах, в связи с ростом количества автомобильного транспорта экологическая ситуация настолько обострилось, что только перевод большей части транспорта на газ сможет улучшить ситуацию.
Техническая «кухня»
Характерным отличием между тракторами, работающими на дизельном и на газодизельном топливе, является, конечно же, наличие баллонов (4 единицы) с компримированным природным газом (метаном) общей емкостью 164 м3 и давлением 19,6 Мпа, которые крепятся на крышу машины. Интервал температур, при которых работает газобаллонное оборудование, колеблется от -40 °С до +45 °С.
Важным элементом модернизации топливной системы является механизм установки запальной дозы (МУЗД), который монтируется на газодизельный трактор вместо крышки регулятора топливного насоса высокого давления. МУЗД предназначен для ограничения подачи дизельного топлива на уровне запальной дозы при работе в газодизельном режиме. Усовершенствована также система защиты и управления режимами работы двигателя.
Газодизельная модель трактора, как понятно из названия, заправляется как дизельным, так и газовым топливом. Для новых тракторов соотношение расхода топлива составляет примерно 20% (дизтопливо) на 80% (газ); для б/у — 30% на 70% соответственно. Правила эксплуатации новинки практически не отличаются от правил эксплуатации предшественника: трактор заводится в обычном режиме, а потом при помощи специального тумблера осуществляется переход в газодизельный режим работы.
Среди других особенностей модификации трактора с газодизельной аппаратурой: увеличение веса примерно на 130 кг (добавляется вес оборудования), увеличение габарита трактора по высоте приблизительно на 0,5 м, дополнительные требования к технике безопасности при экплуатации.
Преимущества газодизельного трактора
Следует обратить особое внимание на высокую степень экономичности усовершенствованного трактора. Посудите сами: расход газа в номинальном режиме (при полной нагрузке) составляет около 14 м3/ч, дизельного топлива — 2,5 л/ч. А в случае с номинальным дизельным режимом работы расход топлива составляет 15 л/ч. Учитывая рыночную стоимость этих видов топлива, разница существенна — почти вдвое!
К достоинствам новинки необходимо отнести также простоту в эксплуатации газодизельного оборудования, минимальные затраты на техническое обслуживание и увеличение возможности использования трактора в рабочем технологическом цикле без дозаправки практически в два раза.
Некоторые проблемы создает заправка: не во всех районах нашей страны существуют газовые заправочные станции, однако если у предпринимателя в хозяйстве имеется в наличии 10–20 тракторов, выходом может стать приобретение газовой мини-АЗС.
Сравнение трактора МТЗ-82 после вторичной сборки и текущего ремонта
Обсудим преимущества и недостатки