Какую охлаждающую жидкость лучше применять в двигателях Д240(243) трактора МТЗ-80,82 при эксплуатации?
Для ответа на этот вопрос необходимо разобраться с таким понятием как кавитация. Что такое кавитация? Кавитация – это пузырьки в жидкости, которые образовываются за счёт перепада давления, появляющегося в свою очередь из-за движения поршня двигателя. Двигатель находится в непрерывных колебательных движениях во время работы, за счёт работающего поршня, эти колебательные движения и приводят к образованию пузырьков. Эти пузырьки так и называются “кавитационные пузырьки”.
Кавитационные пузырьки внутри обладают очень высоким давлением и при их схлопывании появляется микровзрыв. За счёт высокого давления этого микровзрыва выбиваются атомы из поверхности металла, с которым сопрягается охлаждающая жидкость и появляется так называемое кавитационная коррозия – это коррозия носит точечный характер, то есть возникает точка, и как только она появляется, она в дальнейшем, в отличие от классической коррозии углубляется не вширь, а вглубь, приводя к тому, что происходит сквозное разрушение стенки цилиндра вплоть до вытекания охлаждающей жидкости через появившееся отверстие.
Кроме того, если кавитация начала разрушать поверхность цилиндра хотя бы в одном месте, то это создаст предпосылки для новых кавитационных повреждений и для развития коррозии.
Какие предпосылки могут приводить к возникновению кавитационной коррозии?
- Качество жидкости которую используют в качестве охлаждающей жидкости применяемой в двигателе. Если это вода, то кавитация возникает быстрее. Причина этого в том, что вода обладает более низкой температурой кипения по сравнению с антифризом и соответственно это способствует образованию кавитационных пузырьков. Более высокая температура кипения препятствует возникновению кавитационных пузырьков.
- Недостаточное давление в системе охлаждения. Нужно отметить, что при нормально работающем двигателе в системе охлаждения формируется избыточное давление, которое препятствует возникновению кавитационных пузырьков и как только вы открываете, например, крышку радиатора – то это избыточное давление пропадает и появляются условия для возникновения кавитационных пузырьков.
- Низкое качество деталей из которых собран двигатель. Детали с низким качеством изготовлены с большими допусками и стимулирую дополнительные колебательные движения или более широкую амплитуду движения, которые в итоге стимулируют создание условий для возникновения кавитационных пузырьков.
Таким образом ответ на вопрос, какую жидкость предпочтительнее заливать в двигатель трактора МТЗ-82 можно с уверенностью сказать, что лучше всего использовать качественный антифриз.
Бывает так, что механизаторы используют трактор десятилетиями на воде и говорят о том, что у них не возникает проблем, как таковых. Понятно, что эта ситуация всегда носит индивидуальный характер, но есть ещё одна особенность. Дело в том, что в воде растворены различные соли, которые в процессе работы двигателя откладываются на твёрдых поверхностях и негативное влияние кавитационных процессов снижается за счёт того, что на возникающую эрозию откладываются соли и эрозия ими закрывается. Но эти отложения перекрывают каналы движения охлаждающей жидкости.
Если длительное время двигатель эксплуатировался на воде, а потом вместо воды заливается антифриз, то антифриз вымывает эти отложения и освобождает кавитационные раковины и отверстия, и естественно, в этот момент сквозные отверстия эрозии открываются, и охлаждающая жидкость попадает в масло и двигатель выходит из строя.
Поэтому вывод только один – заливать нужно только качественный антифриз